Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ в вопросах и ответах.

Заключение по вопросам вступления в силу изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Покупатель оформил заказ с доставкой курьером на дом и сразу оплатил карточкой на сайте. Мы должны привезти ему бумажный чек? Если должны, когда он должен быть выбит?

В соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее по тексту настоящего заключения именуемого «Федеральный закон № 54-ФЗ») пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Таким образом, при оплате товара банковской картой на сайте необходимо предоставить покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме (безальтернативно, вне зависимости от просьбы/требования покупателя относительно вида кассового документа).

Важно: на сайте должна быть техническая возможность предоставления покупателем абонентского номера либо адреса электронной почты, на которую следует направить кассовый документ, до совершения расчетов.

Момент предоставления покупателю чека или бланка строгой отчетности:
Статьей 5 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. То есть фискальный документ должен быть направлен покупателю в электронном виде в момент оплаты соответствующего товара. Как уже было указано выше, чек при расчетах с использованием сети «Интернет» предоставляется только в электронном (а не в «бумажном») виде. Предоставление «бумажного» чека для расчетов такого рода не отвечает требованиям действующего законодательства.
Что считать «моментом оплаты» разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 03-01-15/11618: «Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией».

По поводу «заранее пробитых чеков» (так делают многие интернет-магазины) неоднократно высказывалась Федеральная налоговая служба, а в 2015 году и Верховный суд РФ признал расхождение времени покупки с реальным временем на выданном чеке основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (см. постановлением Верховного Суда Российской Федерации 24.11.2015 N 308-АД15-10504).

С учетом определения кассового чека, содержащимся в пункте 1.1 Федерального закона №54-ФЗ («кассовый чек — первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники»), привлечение к административной ответственности за чеки, пробитые заранее, небезосновательно.

Следует также отметить, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ для расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» кассовый аппарат функцией печати фискальных документов может и вовсе не обладать («В контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов»).

Покупатель оформил заказ с доставкой и оплачивает наличными курьеру. У курьера должна быть с собой онлайн-касса, или он по-прежнему может привезти с собой бумажный чек? Достаточно электронного чека, покупатель имеет право потребовать бумажный?

По поводу «заранее пробитого» чека см. ответ на вопрос 1.1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
То есть у курьера должна быть с собой онлайн-касса (если курьер – работник Вашей организации, у него должна быть онлайн-касса, если курьер – работник курьерской компании, обязанности по расчету и, как следствие, ответственность за неисполнение соответствующих норм законодательства возлагаются на такую курьерскую организацию).

Что касается вида чека (бумажный или электронный), который необходимо предоставить покупателю, необходимо отметить следующее.
Затруднение при толковании данной статьи кроется в альтернативности союзов «и»/«или» и неоднозначности ответа на вопрос о том, за кем стоит выбор такого союза: за покупателем или за продавцом. В частности, на данный момент неясно, вправе ли покупатель требовать «бумажный» чек в случае, если ранее им был предоставлен абонентский номер либо адрес электронной почты и продавцом был направлен чек в электронном виде на такие номер или адрес электронной почты. Однако учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ онлайн-касса курьера в любом случае должна быть оснащена устройством для печати фискальных документов, особой проблем на практике данная неясность вызывать не должна (разве что, если продавец не захочет сэкономить на бумаге). Полагаю, в ближайшее время правоприменительными органами будут опубликованы соответствующие разъяснения (можно сработать на опережение и направить в налоговую службу запрос на разъяснение).

Неофициально налоговый орган заявляет, что если покупателю направлен чек в электронном виде, предоставлять «бумажный» чек продавец не обязан. В частности, см.

Покупатель оформил заказ с доставкой и оплачивает кредиткой курьеру. Покупатель имеет право потребовать бумажный чек, или достаточно электронного?

Как было указано выше (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ), пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в электронной форме при осуществлении расчета.

При этом под расчетом понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Таким образом, обязанность по выдаче фискального документа не зависит от того, наличными ли денежными средствами рассчитывается покупатель или банковской картой. Что касается достаточности электронного чека, см. ответ на вопрос 1.2. Подчеркну повторно, судя по информации на официальном сайте, налоговая считает, что электронного чека будет достаточно.

Покупатель оформил заказ с оплатой в точке самовывоза (например, у нас на складе). Что мы должны предоставить покупателю помимо электронного чека?

Ответ на этот вопрос будет аналогичен ответу на вопрос о доставке товара курьером. Место и форма осуществления расчетов значения не имеет. В точке самовывоза должна быть установлена онлайн-касса. По окончании расчета покупателю должен быть направлен чек в электронном виде (в случае, если им были предоставлены адрес электронного почтового ящика или абонентский номер). О необходимости предоставления также чека в бумажном виде указано выше.

Покупатель оформляет заказ с доставкой Почтой России и оплатой при получении в почтовом отделении (наложенный платеж). Кто и в какой момент должен пробивать чек?

Как было сказано выше, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ). При принятии наличных денежных средств или принятии оплаты платежной картой, Почта России выступает как лицо, осуществляющее расчет с покупателями. Никаких исключений законодательством ни в отношении Почты России, ни в отношении иных курьерских служб не установлено. Соответственно, в случае доставки товара наложенным платежом продавец не пробивает покупателю чек (это делает Почта России). Более того, с учетом того, что чек должен быть пробит непосредственно в момент расчета (обоснование см. выше), а момент времени, в который покупатель произведет оплату на почте, продавцу известен технически быть не может, продавец и не может выбить такой чек с соблюдением законодательства Российской Федерации.

Кассовый аппарат один и установлен в точке выдачи. Вопрос в возможности совмещения в этом аппарате «онлайн» оплат электронными средствами платежа («через сайт») и «оффлайн» оплат наличными / банковской картой при самовывозе заказа из точки выдачи?

Решение по совмещению в одном кассовом аппарате «онлайн» и «офлайн» не только не противоречит приведенному положению Федерального закона
№ 54-ФЗ, но и напрямую следует из него. Стоит обратить внимание на используемую по тексту указанного закона формулировку «контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа в сети «Интернет»». Использование частицы «только» позволяет сделать вывод о том, что имеет место как контрольно-кассовая техника, применяемая для «онлайн» и «офлайн» платежей, так и контрольно-кассовая техника, применяемая исключительно («только») для «онлайн» платежей.

Правильно ли я понимаю, что есть официально утвержденный реестр кассовых аппаратов, которые предназначены исключительно для оплаты электронными средствами платежа в сети Интернет, а также реестр аппаратов, которые предназначены исключительно для оплаты «оффлайн» (не через Интернет)?

Нет, не совсем так. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 рассматриваемого закона уполномоченный орган осуществляет ведение реестра (в единственном числе) контрольно-кассовой техники. Закон не предусматривает ведение двух отдельных реестров. Однако информация о том, что та или иная модель предназначена только для «онлайн» или только для «офлайн» платежей, тем не менее, отражена в реестре. С актуальной редакцией реестра можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/.

Эта информация была вам полезна?

Смотрите также:

Хотите прокомментировать запись?

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.